- 28-01-2024
175 лет со дня рождения известного коллекционера, собирателя рукописей, гравюр, портретов, книжных редкостей, материалов по истории России Павла Яковлевича Дашкова (1849 - 1910).В 1900 году Дашков стал действительным членом Российского исторического общества, в 1903 году был избран действительным членом Императорской Академии художеств.
По свидетельству энциклопедии Брокгауза и Ефрона, «собрание Дашкова пользовалось не меньшей популярностью, чем наши государственные книгохранилища и архивы, и было более доступно, чем многие из них». П. Я. Дашков повлиял на характер исторических исследований, на их технику и, как отмечал историк литературы Н. О. Лернер, «приучил исследователей к работе по первоисточникам, внушил им стремление к точности и достоверности».
Дашковы владели имением «Надбелье» в Лужском уезде. П.Я.Дашков управлял имением с 1887 года. Несмотря на занятость государственными делами и коллекционированием, Павел Яковлевич не забывал об имении, старался увеличить его доходность. В отличие от других лужских помещиков, Дашковы никогда не сдавали дачникам свою усадьбу. Они ею дорожили, ведь здесь они выросли, на их глазах преобразилась и хорошела усадьба, устроенная их матерью. По заказу и на средства Павла Яковлевича Дашкова была построена каменная Покровская церковь в с.Бутково.
В усадьбе Надбелье хранилась часть коллекции, П.Я. Дашков проводил здесь каждое лето и часть осени, занимаясь разборкой и систематизацией документов.
После Октябрьской революции для личных архивов возникла угроза гибели, спасением коллекций занималась Академия наук. Особенно сложно было выполнять миссию по охране документальных памятников, когда дело касалось отдаленных от городов мест, «глухой провинции»; остро нуждались в помощи архивы и библиотеки многих погибающих усадеб. Активную роль в спасении культурных ценностей играл старший научный хранитель Пушкинского Дома, член-корреспондент Академии Б. Л. Модзалевский
«Б. Л. Модзалевский в октябре 1918 года сообщил непременному секретарю С. Ф. Ольденбургу о том, что в Надбелье, близ станции Оредеж Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, создалась реальная угроза гибели библиотеки и архива П. Я. Дашкова, имеющих «общерусское значение». Его дом «подвергся страшному разгрому, так что долгое время вся усадьба была засыпана клочьями разорванных и разбросанных рукописей замечательного Дашковского собрания». Впрочем, стало известно, что «кое-что еще можно спасти для науки». Вопрос этот в срочном порядке обсуждался на заседании Отделения русского языка и словесности Академии под председательством А.А. Шахматова. Было решено просить местного краеведа П. А. Брюна срочно провести обследование Дашковского собрания, ассигновать ему на эту цель 300 руб., одновременно было решено обратиться в Лужский Совдеп с просьбой об охране дома, а просьбу эту подкрепить обращением к наркому просвещения» (Соболев В.С.)
В советскую эпоху культурная сокровищница П. Я. Дашкова оказалась разделена между тремя хранилищами: предметы искусства и старины поступили в Русский музей в Петербурге и Государственный исторический музей в Москве; рукописные материалы были переданы в Пушкинский Дом в Петербурге. В последнем научном учреждении
они нашли особенно благодарных читателей. Рукописи из собраний Дашкова по сей день оказываются надежным подспорьем для исследователей творчества А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и других классиков русской литературы.
- 27-01-2024
270 лет со дня рождения Федора Ивановича Волкова (1754 – 1803), архитектора.С именем Ф.И. Волкова связано начало формирования архитектурного облика Луги. Он занимался разработкой типовых образцов построек различного назначения для уездных городов Санкт-Петербургской губернии. По образцовым проектам Ф.И. Волкова в Луге были построены здания народной школы (совр. старое здание СШ №2) и Присутственных мест (бывшее здание Лужского ОВД), сохранившиеся до наших дней.
- 24-01-2024
115 лет со дня рождения русского советского писателя Петра Иосифовича Капицы (1909-1998).Во время первой мировой войны (1914-1918) семья П.И.Капицы переехала в г. Лугу. В Луге прошло его детство. П.Капица был одним из первых лужских пионеров, первым редактором стенгазеты лужских пионеров «Юный буденовец». Писал статьи, фельетоны, сатирические стихи и частушки. Лучшие из них печатались в уездной многотиражке.
В некоторых произведениях П.И.Капицы внимательный читатель найдет лужские приметы и впечатления. Автобиографичен роман «Неслышный зов». В описаниях автора, практически лишенных конкретных упоминаний о месте действия, тем не менее угадываются хорошо знакомые лужанам места: «Городишко был небольшим. Его разделяли на три части река и железная дорога…»
Став известным писателем, П.И.Капица неоднократно приезжал в Лугу и Лужский район на встречу со своими читателями.
- 23-01-2024
145 лет со дня рождения актера, режиссера, драматурга, театрального критика Бориса Сергеевича Глаголина (наст. фамилия Гусев) (1879-1948).Имя Б.С. Глаголина до недавних пор было практически забыто, однако благодаря публикациям доктора искусствоведения, заведующего Сектором театра Государственного института искусствознания В.В. Иванова мы имеем возможность восполнить этот пробел.
В 1897 г. Б.С. Глаголин поступил на Драматические курсы Театрального училища (СПб), где его учителями были В.Н. Давыдов и Ю.Э. Озаровский (который, кстати, бывал в Луге, в гостях у супругов З. Гиппиус и Д. Мережковского). Уже после первого курса он был приглашен на летний сезон (1898) в Псковский Народный театр. С 1899 вошел в состав труппы петербургского театра Литературно-художественного общества — ЛХО (был известен также как Малый театр, Суворинский театр). Сначала играл роли в многочисленных «драматургических поделках бульварного свойства», однако мечтал утвердиться на сцене в качестве серьезного драматического артиста. Из-за прерванного обучения Глаголину не хватало мастерства, критики нелестно отзывались о его жестикуляции, манере речи, поэтому уважения заслуживает тот факт, что в конце концов Б.С. Глаголин сумел исправить эти серьезные для актера недочеты, став обладателем «виртуозной», как отмечали современники, техники актерской игры. Он даже сумел побороть заикание и выработал, несмотря на сильную близорукость, особую изящную и свободную манеру передвижения на театральных подмостках.
Имя Глаголина было овеяно несколько скандальной славой: достоянием общественности были его дерзкие выходки по отношению к руководству театра, участие в нашумевших театральных постановках. Так, 23 ноября 1900 г. он «был контужен калошей во время одного из самых грандиозных в истории русского театра скандалов, каким стала премьера «Контрабандистов» В.А. Крылова и С.К. Ефрона (Литвина)». Не менее громким событием стало появление Глаголина на сцене в роли Жанны Д'Арк. Нельзя не отметить и такой интересный факт: именно Борис Глаголин стал первым русским Шерлоком Холмсом, о чем упоминается на одном из крупнейших зарубежных интернет-ресурсов, посвященных творчеству А. Конан Дойля.
Еще будучи актером Суворинского театра, Б. Глаголин стал пробовать свои силы в режиссуре, в дальнейшем сосредоточившись именно на режиссерской работе.
Творческой деятельности Глаголина были свойственны эксперименты на грани новаторства и эпатажа, например, введение в действие «релфуса» - «суфлера наоборот», который, словно вырвавшись на свободу из суфлерской будки, неожиданно появлялся на сцене, обращался к залу, критиковал актеров, рассуждал на тему внутренней и внешней политики и даже стрелял из револьвера якобы по зрителям, призывая их внимательнее смотреть спектакль. Глаголин использовал и своего рода «мультимедийные технологии» - в ходе спектакля демонстрировались документальные киноматериалы, а в одной из постановок с помощью киноэкрана, в последний момент взмывающего вверх, создавался эффект мчащейся на публику машины. Не менее запоминающимися были постановки без декораций и реквизита, когда актеры, к примеру, пили чай из воображаемых кружек или поливали из несуществующей лейки несуществующие цветы; необычным для того времени казался выезд Глаголина (одного из первых в России автомобилистов) на сцену в собственном автомобиле.
Оценить творчество Б.С. Глаголина могли и лужане: летом 1904 г. он выступил в качестве антрепренера и режиссера и арендовал театр в Луге. Среди его репертуара — «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Потонувший колокол» Г. Гауптмана, «Принцесса Греза» Э. Ростана, причем Борис Сергеевич позже утверждал, что в этих постановках он использовал те приемы, которые спустя несколько лет повторил В. Мейерхольд с претензией на их новизну. Кроме того, вполне вероятно, что в Луге был показан спектакль «Жанна Д'Арк» с самим Глаголиным в главной роли — хотя премьера состоялась в 1908 г., исследователь жизни Б. Глаголина В.В. Иванов не исключает, что «в один из летних сезонов 1903 или 1904 г. Глаголин, гастролируя по городам и весям, проделал свой шокирующий опыт над провинциальной публикой». Как бы то ни было, скорее всего, взгляды Глаголина лужской публике оказались чужды: театр не приносил никакой прибыли, даже наоборот. В июне 1904 г. Глаголин пишет А.С. Суворину из Ялты: «Болею душой за брошенный Лужский театр». В октябре он упоминает в одном из писем, что у него из жалованья вычли аванс, взятый на «Лужское предприятие», а в марте 1905 г. уже сетует на «убыток Лужского предприятия», которое Глаголин, несмотря на неудачу, считал «гораздо лучшим, чем Карпово-Плющевский театр» (т.е. чем театр ЛХО - прим. сост.).
- 22-01-2024
165 лет со дня рождения оперной русской певицы (меццо-сопрано), педагога Нины Александровны Фриде (1859-1942).Родилась в семье генерала от артиллерии. Концертировала в Петербурге, Москве, Одессе, Варшаве, Париже, Монте-Карло и др. Солистка Мариинского театра, после 1917 года преподавала в Петроградской консерватории. В годы 1-й мировой войны Фриде служила в действующей армии сестрой милосердия.
С 1920 года жила в Луге; преподавала в педагогическом техникуме и в музыкально-сценической школе, организовала и вела зимние курсы для инструкторов-вокалистов из числа колхозниц. Со своими учениками ставила отрывки из опер («Евгений Онегин», «Мазепа» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Самсон и Далила» К.Сен-Санса, «Кроатка, или Соперницы» О. И. Дютша, «Аида» Дж. Верди, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова).
Для многих читателей «Лужской правды» будет интересна информация, которую нам удалось найти в старых газетах. К 80-летию Н.А.Фриде в газете «Советское искусство» за 10 января 1939 года была опубликована статья сотрудников Дома-музея П.И.Чайковского (г.Клин) «Юбилей Н.А.Фриде». Приводим ее полностью.
«10 января исполняется 80-летний юбилей бывшей артистки оперы Нины Александровны Фриде. Ученица Петербургской консерватории по классу профессора Ирецкой, затем Дюпре и знаменитого Маркези в Париже, Н. А. Фриде в 1884 г. была принята на сцену Мариинского театра. За 23 года работы она исполнила 59 ролей в 53 операх. Кроме того, она была известна как блестящая концертная певица. Многие композиторы высоко ценили исключительный талант Н. А. Фриде, о чем свидетельствуют отзывы А. Г. Рубинштейна, Гуно и Тома. От Римского-Корсакова она хранит фотографическую карточку с надписью «идеальной Любаше».
В настоящее время Н. А. Фриде является единственной из оставшихся в живых участниц ряда прижизненных постановок опер Чайковского, который очень ценил ее талант. В его операх она исполняла роли: Ольги, няни и Лариной в «Евгении Онегине», Иоанны в «Орлеанской деве», Любови в «Мазепе», княгини в «Чародейке», Миловзора, Полины и графини в «Пиковой даме». При возобновлении «Опричника» Н. А Фриде была поручена трудная и неблагодарная роль Басманова. Во всех этих ролях она умела создавать прекрасные образы.
Давно оставившая службу в театре, Н. А. Фриде после Октябрьской революции вновь вернулась к работе в качестве профессора Петроградской консерватории. Впоследствии, поселившись в г. Луге, она преподавала в местном педтехникуме, в музыкальной школе и детских домах. На специальных курсах она готовила инструкторов-вокалистов из колхозниц, командируемых в зимнее время на эти курсы.
Отмечая славную юбилейную дату ее жизни, мы горячо приветствуем Нину Александровну и ценим ее, как крупную артистку, сыгравшую видную роль в истории русской оперы».
В Луге находилась дача Фриде. Корней Чуковский в своем дневнике 1926 г. пишет: «10 июля, суббота. В Луге. Блаженствую. <…> Инженер Карпович, работающий в Земотделе, вернул дачу себе - большую, над рекою (там теперь живет Маршак, Луговой, [нрзб] и т. д.). Дача Фриде, бывшей певицы, так огромна, что ее не обойдешь, не объедешь, дача Колбасовых (роскошная!), где пансион Абрамовых, отдана для эксплуатации владельцам».
В 1940 году Н.А.Фриде участвовала в работе научной сессии, посвящённой 100-летию со дня рождения П. И. Чайковского. С 1941 года жила в Ленинграде, где и умерла.
- 18-01-2024
120 лет со дня рождения актера, режиссера, народного артиста СССР Бориса Андреевича Бабочкина (1904-1975).На сцене с 1921 г. Работал в Ленинградском театре драмы им. А.С. Пушкина, БДТ, Театре им. Евг. Вахтангова, Театре-студии киноактера, Народном театре Софии (Болгария), Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, Малом театре. Снялся более чем в двух десятках фильмов. Визитной карточкой актера стала роль Чапаева в одноименном фильме (1934).
В 1930-е гг. газета «Крестьянская правда» устраивала в Луге фестивали, в числе почетных гостей был и Борис Бабочкин. Кроме того, актер шефствовал над драмкружком в д. Городец и помогал его участникам поставить оперетту «Золотой петушок».
Календарь краеведа
240 лет со дня рождения историка, общественного деятеля Александра Ивановича Тургенева (1784-1846). 80 лет со дня рождения актера театра и кино Николая Григорьевича Лаврова (1944 -2000). Заслуженный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР (1986). 95 лет со дня рождения Льва Соломоновича Мархасёва (1929-2011), журналиста, сценариста, писателя. 180 лет со дня рождения выдающегося русского архитектора, академика архитектуры, общественного деятеля, педагога Павла Юльевича Сюзора (1844-1919). 175 лет со дня рождения архитектора Николая Никитича Никонова (1849-1918). 175 лет со дня рождения русского ботаника, члена-корреспондента Санкт-Петербургской АН Ивана Фёдоровича Шмальгаузена (1849-1894). 270 лет со дня рождения русского флотоводца и государственного деятеля, экономиста, адмирала Николая Семеновича Мордвинова (1754-1845). 145 лет со дня рождения русского архитектора, художника-графика, историка архитектуры, музейного работника Николая Евгеньевича Лансере (1879 – 1942). 140 лет со дня рождения актрисы, режиссера, писательницы, народной артистки РСФСР Надежды Николаевны Бромлей (1884-1966). 85 лет актрисе театра и кино, народной артистке России Ольге Владимировне Волковой (р. 1939). 215 лет со дня рождения писателя Николая Васильевича Гоголя (1809-1852).